Авторизация: Логин  Пароль
 Регистрация  Забыли пароль?
 
12. 12. 2010
НОВОСТИ СТАТЬИ ВОПРОС-ОТВЕТ СПРАВОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ПОИСК

НОВОСТИ

Акушерство и гинекология

СТАТЬИ

Абортология

Беременность

Роды

После родов

Гинекология

Маммология

Уход за малышами

ВОПРОС-ОТВЕТ

Акушерство и гинекология

Маммология

СПРАВОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ

Акушерство

Гинекология

МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Гинекологические больницы Москвы

Роддома Москвы

Женские консультации Москвы

Центры планирования семьи и репродукции

Медицинские женские центры

Дома ребенка


Уход за малышами
  Диагностика нарушения слуха у детей раннего возраста

Едва ли кого бы то ни было нужно убеждать в том, что слух исключительно важен для человека. Причем сколь бы огромной ни была его роль в нашей с вами жизни, для маленького ребенка слух куда важнее – ведь мы уже овладели устной речью, уже адаптировались в этом непростом мире, а малышу все это еще предстоит, и слух, вне всякого сомнения, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей.  Вполне очевидно и то, что чем раньше будут выявлены те или иные нарушения слуха, тем эффективнее окажутся меры по их преодолению.  Проблема в том, что выявление дефектов слуха у грудных детей сопряжено со вполне объективной сложностью: они не умеют разговаривать и не смогут сознательно принять участие в процедуре оценки их слуха. А между тем, раннее выявление дефектов слуха – задача в высшей степени актуальная. Как свидетельствует статистика, почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер. Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология развивается на первом году жизни. Считается, что на 1000 нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости. А ведь известно, что слабые и средние дефекты слуха учитываются далеко не всегда – значит, на самом деле процент детей с нарушениями слуха еще выше! К счастью, современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слуховой аппарат ребенка практически сразу после его появления на свет.

Объективные методы исследования слуха

Как уже было сказано, чем раньше выявляется нарушение слуха, тем большего успеха можно ждать от всех мероприятий по коррекции этого нарушения. Возникает вопрос: когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям такое исследование должно проводиться в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных води первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует прекрасный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый метод исследования слуха у новорожденных – метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Отоакустическая эмиссия – это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом. Колебания эти, как свидетельствует слово «вызванная», вызываются искусственно с целью их последующего анализа (по их характеру специалисты могут судить о наличии или отсутствии патологии в слуховой системе ребенка). Вызванная отоакустическая эмиссия регистрируется в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Метод позволяет распознать нарушения слуха и начать лечение как можно раньше.

Для последующего уточнения диагноза используются такие методы, как метод регистрации вызванных слуховых потенциалов (позволяющий оценить состояние слуховой коры и слухового нерва), метод акустической импедансометрии (основан на регистрации сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы и применяется для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы), метод компьютерной аудиометрии (в основе этого исключительно точного и тонкого метода лежит компьютерная обработка данных о воспринимающей способности уха к тонам разной частоты и интенсивности). Иногда прибегают к компьютерной томографии, при которой получают рентгенологические «срезы» (так называемые «сканы») на уровне среднего уха.  Еще раз хотим подчеркнуть, что своевременная диагностика – это исследование слуха в родильном доме (оптимальный вариант) или в течение двух месяцев (не более!) после рождения. Если в том родильном доме, где родился ваш малыш, подобных исследований не проводится, но ребенок входит в «группу риска» хотя бы по каким-то из перечисленных критериев, или у вас появилось – пусть и малейшее – подозрение, вам кажется, что ваш малыш ведет себя «странно», – немедленно обратитесь к врачу – оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного четырехмесячного возраста для визита к ЛОРу.  Врач владеет методиками первичной оценки слуха, он может более объективно, чем вы, оценить реакцию ребенка на звуковые раздражители, фиксируя изменение дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и другие показатели. На основании такого аудиологического обследования врач либо успокоит вас, заверив, что повода для тревоги нет, либо – если сочтет ваши подозрения хоть в малейшей степени обоснованными – направит в соответствующий медицинский центр, где малыш будет всесторонне обследован. Итак, что может и должно насторожить внимательных родителей и явиться причиной для «внепланового» визита к ЛОР-врачу?

Внутриутробный период

Формирование органа слуха у плода начинается уже с 5-й недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности. К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается, как минимум, до 5-6 лет жизни ребенка.

К сожалению, медицинская наука пока не располагает средствами для внутриутробной диагностики нарушений слуха. Однако на основании анализа статистических данных были выявлены «факторы риска», увеличивающие вероятность развития врожденной глухоты или тугоухости у ребенка. К этим факторам относятся:

  • наследственный фактор (тугоухость или глухота имеются у кого-то из близких родственников ребенка); до 50% глухих детей имеют наследственный характер патологии;
  •  патологическое течение беременности (гестозы, резус-конфликт матери и плода; угроза выкидыша и преждевременных родов; опухоли матки и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекция, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  •  соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими (т.е. неблагоприятно воздействующими на слуховой аппарат) препаратами антибиотиками, салицилатами;
  • употребление во время беременности алкоголя, наркотиков, курение, контакт с рядом токсических химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве и промышленности, а также радиационное воздействие во время беременности.

Роды и период новорожденности

Здесь к факторам риска относятся:

  • патологические роды (преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, частичная отслойка плаценты и др.);
  • различные осложнения, приводящие к кислородному голоданию и внутричерепной травме плода;
  • низкий (менее 1 500 г) вес ребенка при рождении;
  •  врожденные пороки развития органов слухового аппарата;
  •  гемолитическая болезнь новорожденных;
  •  внутриутробные инфекции и др.

В начале жизни

Развитием нарушений функционирования слухового аппарата чреваты также некоторые перенесенные человеком в раннем детстве заболевания, главным образом инфекционные (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Если в течение первых месяцев жизни ребенка родители будут внимательно наблюдать за поведением и развитием малыша, вероятность того, что в случае наличия у него той или иной патологии слухового аппарата они вовремя «забьют тревогу» и обратятся к врачу, весьма и весьма велика. Надо только знать, на что следует в первую очередь обращать внимание. В этом мы вам поможем.

Первый месяц жизни

Ребенок должен реагировать на резкие громкие звуки движением глаз или поворотом головы в сторону их источника (т.е. в столь раннем возрасте уже начинает формироваться пространственная слуховая ориентация). Впрочем, результаты такого «аудио теста» можно считать более или менее объективными, только если малыш во время его проведения пребывает в хорошем расположении духа – рыдающий младенец слишком занят, чтобы обращать внимание на звуки.

6- 7 месяцев

Ребенок знает звук голоса мамы и других членов семьи, более живо реагирует на «свои», чем на «чужие» голоса. Подолгу и с удовольствием произносит звуки и слоги.

9 месяцев

Понимает некоторые слова (например, «мама», «папа»,«дай», «привет», «пока» и т.п.) и совершенно определенно реагирует на них.

1 год

Начинает самостоятельно произносить некоторые слова (все те же «мама», «папа», «дай» и т.п.). Оборачивается, если его окликают сзади. Как правило, затихает и становится более внимательным, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего.

Полтора года

К этому времени ребенок понимает большинство обращенных к нему простых фраз и инструкций, наращивает свой «лексический потенциал» до 20- 50 слов.

2 года

Словарный запас достигает 200-300 слов, ребенок говорит осмысленными фразами. Обязательно обратите внимание, не читает  ли малыш по губам, реагирует ли он на обращенные к нему слова, если не видит лица говорящего.

Хотелось бы отметить, что мы призываем родителей ко внимательному отношению к своему ребенку, а вовсе не к самостоятельной трактовке собственных наблюдений. Порой аномалии в поведении и развитии малыша, расцениваемые родителями и окружающими как свидетельство задержки его интеллектуального и психо-эмоционального развития, «на поверку» оказываются симптомами снижения слуха или даже полной глухоты. Предоставьте специалисту постановку диагноза, ваша основная задача – своевременное обращение к этому специалисту!

Если у ребенка обнаруживается дефект слуха, исход этой ситуации зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано эти нарушения удалось диагностировать.  В данной статье нет ни возможности, ни смысла вдаваться в подробную классификацию форм патологии слухового аппарата. Скажем только (не боясь повториться, ибо это стоит того!), что в любом случае раннее обнаружение дефектов слуха позволяет своевременно приступить к лечению и, при необходимости, социальной адаптации ребенка с пороками развития или заболеваниями слухового аппарата, что дает неизмеримо больше шансов на успех, чем так называемые «запущенные случаи». Согласитесь, это весьма веская причина для того, чтобы не откладывать в долгий ящик визит к ЛОР-врачу (особенно если вы полагаете, что у вас есть повод для тревоги)!

Журнал "9 месяцев"


Комментарии:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.


 
                Добавить в закладки

ПОСЛЕДНИИ СТАТЬИ
  Конъюнктивит у детей
 
  Лечение... пеленками
 
  Желтухи у новорожденных
 
  С выпиской придется подождать...
 
  Фенилкетонурия
 
  Что 'умеет' новорожденный?
 
  Все о развитии малыша: месяц второй