Авторизация: Логин  Пароль
 Регистрация  Забыли пароль?
 
12. 12. 2010
НОВОСТИ СТАТЬИ ВОПРОС-ОТВЕТ СПРАВОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ПОИСК

НОВОСТИ

Акушерство и гинекология

СТАТЬИ

Абортология

Беременность

Роды

После родов

Гинекология

Маммология

Уход за малышами

ВОПРОС-ОТВЕТ

Акушерство и гинекология

Маммология

СПРАВОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ

Акушерство

Гинекология

МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Гинекологические больницы Москвы

Роддома Москвы

Женские консультации Москвы

Центры планирования семьи и репродукции

Медицинские женские центры

Дома ребенка


Уход за малышами
  Как разговаривать с грудничком?

Один из вопросов, который возникает у родителей после рождения малыша, – как научить его правильно говорить и когда начать этим заниматься. Как правило, мать начинает разговаривать с крохой сразу после его рождения (а многие обращаются к ребенку вслух еще во время беременности). Но немногие знают, что с ребенком нужно не только разговаривать, но и слушать его, активно включая малыша в круг своего речевого общения.

С чего начинается речевое развитие малыша? Вот ребенок появился на свет.  Крик – это врожденный навык, который помогает ему выразить свое состояние дискомфорта. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения крики быстро переходят в гуканье и гуление. Дети первых месяцев жизни нуждаются в общении, но эта потребность не очевидна для взрослых. Поэтому подчеркну: общение должно обязательно возникать по вашей инициативе, и тогда, подражая вам, ребенок будет отвечать улыбкой на улыбку. Вашей задачей станет максимальная поддержка его стремления к общению. Эмоциональное общение важно начинать как можно раньше, потому что у ребенка от рождения есть способности к эмпатии –пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике и жестам.

 Уже к 1 месяцу малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, вытягивая слегка вперед губы; он как бы слушает губами и реагирует на голос быстрее, чем на звучащую игрушку. Не рассчитывайте в первое время на его ответную реакцию, но после каждой реплики замолкайте, как бы оставляя место для нее, а иногда отвечайте на свои слова сами.

Около 2 месяцев малыш начинает отчетливо произносить некоторые звуки, и становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. Во время гуления ребенок произносит в основном гласные звуки. Реа гируйте на них положительно, улыбайтесь в ответ, повторяйте их, и гуление усилится, станет более эмоциональным. Вы заметите, что теперь ребенок сам стремится к общению, которое с самого начала должно носить характер диалога.

Около 3 месяцев с целью развития речи положите рядом с ребенком яркие звучащие игрушки, вкладывайте эти игрушки ему в ладошки. Позже поместите игрушки так, чтобы он мог их хватать. Прячьте и показывайте игрушку ребенку, называя ее в момент появления. Действие с одной игрушкой повторяйте несколько раз. Следите за зрительной реакцией ребенка. Когда малыш остановит взгляд на игрушке, задержите ее и произнесите ее имя или название. Важно также дать игрушку ребенку в руки, погладить ее рукой ребенка, покачать игрушку так, чтобы она издала звук. Неожиданное появление и исчезновение игрушки вызывают у детей ответную реакцию: улыбку, протягивание руки, и т. д.

Около 6 месяцев гуление переходит в лепет, при котором малыш начинает произносить первые слоги (ма-ма, ба-ба, га-га), формируется начальное понимание обращенной к ребенку речи, голосовые реакции ребенка становятся активной формой его общения с окружающими. С появлением в речи детей лепета следует стимулировать повторение имеющихся в «репертуаре» малыша звуков и слогов, развивать звукоподражание. Для этого полезно показывать ребенку связь между реальными предметами и издаваемыми ими звуками. Например: машина долго гудит: би-и-и-и, девочка долго плачет: а-а-а-а.

Чтобы стимулировать понимание речи, попросите его показать, где у него носик, ротик, глазки и т. п. Позже ребенок будет учиться выполнять несложные просьбы: «Поцелуй маму, дай ручку, нельзя и т.д.» Период лепета продолжается приблизительно до года.

В этот период развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений. Вы должны помогать ребенку. Показывайте ему различные действия, для этого берите руку ребенка (или обе руки) в свою руку и ведите ее в нужном для совершения действия направлении (подталкивайте мяч или шар, надевайте кольцо на пирамидку, вставляйте грибок в отверстие и т. д.). Ребенок усвоит, что с каждым предметом можно выполнить ряд операций в определенной последовательности.

Около 9 месяцев показывайте ребенку картинки в книжках, спрашивайте его: «Где зайка? Где волк?» и т.д. – и малыш будет с радостью указывать на изображение, пусть даже он начнет это делать не сразу. В процессе выполнения действий с предметами у вас с ребенком должно устанавливаться тесное эмоциональное или деловое общение: поглаживайте руку ребенка; вызывайте ответную улыбку; хлопайте в ладоши или гладьте малыша по голове, отмечая успех; хмурьте брови; употребляйте слова с оценочным значением и соответствующей мимикой («хорошо», «очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой или кивком головы).

Давно установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев руки.  Развитию мелкой моторики способствуют упражнения с предметами, например нанизывание колец пирамидки. Кроме того, развивать мелкую моторику можно с помощью пальчиковых игр («Сорока», «Ладушки», «Коза») и специальных упражнений, в которых вы поочередно поднимаете и опускаете все пальцы сначала одной, а затем другой руки ребенка, проводите сгибание и разгибание пальцев и т. д.

Развитие речи предполагает проведение дыхательных упражнений. Ребенка следует учить длительному выдоху, контролируя его силу и длительность. Для этого его просят поддувать, например, игрушки при купании.

Речь, адресованная ребенку, должна несколько отличаться от нашей обычной речи. Во-первых, особое значение в ней приобретает интонация. Ведь малыш, который пока не понимает значения слов, особенно чутко воспринимает тон вашего голоса. Во-вторых, речь должна быть простой для восприятия. Используйте простые предложения, почаще повторяйте «ключевые» слова: имя ребенка, названия предметов, игрушек, действий, которые совершает малыш. В-третьих, при общении с ребенком очень важен телесный контакт: разговаривая с малышом, возьмите его на руки или подержите за руку, погладьте по голове и т. п. И еще одно важное требование: речь, обращенная к ребенку, обязательно должна быть правильной. Некоторые родители, обращаясь к малышу, выражают свое нежное отношение к нему тем, что сюсюкают и коверкают слова, «подделываясь» под детскую речь. Этого ни в коем случае не следует делать, ведь ребенок учится говорить, подражая взрослым.

И, пожалуй, самое главное, что надо иметь в виду родителям: особую значимость в речевом развитии младенца имеет эмоциональная окраска речи. Ведь, по мнению психологов, в любом возрасте до 90% информации при общении передается не словом, а интонацией, жестами и мимикой.

Журнал "9 месяцев"


Комментарии:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.


 
                Добавить в закладки

ПОСЛЕДНИИ СТАТЬИ
  Конъюнктивит у детей
 
  Лечение... пеленками
 
  Желтухи у новорожденных
 
  С выпиской придется подождать...
 
  Фенилкетонурия
 
  Что 'умеет' новорожденный?
 
  Все о развитии малыша: месяц второй