Авторизация: Логин  Пароль
 Регистрация  Забыли пароль?
 
12. 12. 2010
НОВОСТИ СТАТЬИ ВОПРОС-ОТВЕТ СПРАВОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ПОИСК

НОВОСТИ

Акушерство и гинекология

СТАТЬИ

Абортология

Беременность

Роды

После родов

Гинекология

Маммология

Уход за малышами

ВОПРОС-ОТВЕТ

Акушерство и гинекология

Маммология

СПРАВОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ

Акушерство

Гинекология

МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Гинекологические больницы Москвы

Роддома Москвы

Женские консультации Москвы

Центры планирования семьи и репродукции

Медицинские женские центры

Дома ребенка


Уход за малышами
  Всё о развитии малыша

Первый месяц жизни ребенка выделяют особо, называя периодом новорожденности. Основная задача, стоящая перед родителями в этот период, – адаптация малютки к окружающему миру – весьма важная и очень ответственная, потому что в это время полностью меняется характер жизнеобеспечения ребенка. Акт рождения малютки связан с переходом на автономное легочное дыхание и с перестройкой кровообращения. Включается безусловный сосательный рефлекс, начинают работать пищеварительный тракт и выделительная система. Чем младше малыш, тем более он отличен не только от взрослого, но и от ребенка периода дошкольного детства: метаморфозы физического и эмоционального развития столь существенны, что педиатры-неонатологи и педагоги делят первый месяц жизни ребенка на три микропериода, которые условно можно разделить на первую, вторую и третью декады (десятидневки), различные по задачам сенсорного, эмоционального и социального развития. При этом следует отметить, что выделенные линии развития являются ведущими в младенческий период, а это значит, что они играют важную роль в формировании психики маленького человечка, начиная с первого месяца его жизни.

Что же представляет собой малыш периода новорожденности?

Прежде всего, обратим внимание на физиологические особенности: сердце новорожденного бьется намного быстрее — 135—140 ударов в минуту (у взрослого — 60—70); дыхание —  35—42 раза в минуту (у взрослого  —  16—18); давление в сосудах — 85/45 мм ртутного столба (у взрослого — 120/80 1). Это норма, которая лишь доказывает, что дитя не является уменьшенной копией взрослого. И — что, пожалуй, главное  —  она подчеркивает, что обменные процессы в этот ранний период младенчества протекают с невиданной скоростью, обеспечивая интенсивность роста и развития малютки.
Не надо путать определение «доношенный» с понятием «физиологически зрелый». Ребенок может родиться доношенным (по срокам беременности), но при этом развитие функций его организма может не соответствовать возрасту ребенка. Первыми признаками физиологической зрелости малыша являются установление нормальной температуры тела (правда, пока только в прямой кишке), высокий тонус мышц-сгибателей (у незрелых детей отмечается пониженный мышечный тонус; ручки и ножки расслаблены); хорошо выражены хватательный рефлекс, подошвенный рефлекс, рефлекс ползания. Хватательный рефлекс проявляется, если вложить в руку младенца палец взрослого человека: кроха, которому от роду всего несколько дней, тут же цепко схватывает его. Если прикоснуться к подошве малыша, тут же разгибаются и сгибаются пальчики ног. Это подошвенный рефлекс, он тоже присущ физиологически зрелым детям. Чтобы проверить рефлекс ползания у новорожденного, ребенка кладут на живот, ручки поджимают под его грудку, и взрослый приставляет свою ладонь к его подошвам: малыш тут же оттолкнется и даже слегка сдвинется с места. Если кроху держать под мышки, он станет попеременно отталкиваться ножками и переступать —  это рефлекс переступания. Эти рефлексы проверяет педиатр роддома, а также доктор, наблюдающий малыша после выписки из стационара. Дело в том, что на их основе в дальнейшем развиваются общие движения и действия руки, которые социальны по своим проявлениям. Считается, что ребенок — самое беспомощное существо из всех новорожденных на земле. Крик —  единственная реакция, обращенная к взрослому, которая сигнализирует о неблагополучии в ощущениях малютки. Но уже на первом месяце жизни в крике ребенка начнут возникать интонации, позволяющие судить о различии его «обращений» (мокрые пеленки, голод, холод, потребность в общении и т.п.).
Что же помогает ребенку адаптироваться к окружающему миру? Безусловные рефлексы —  пищевой (его не нужно учить сосать грудь матери); защитный (малыш отстраняется от неприятного объекта); ориентировочный (рефлекторно реагирует на малейшую новизну в окружающем мире); эмоциональные рефлекторные проявления и т.п.
Основными задачами воспитания и психофизического благополучия являются: гигиенический уход, правильное вскармливание; формирование суточного ритма: сон —  ночью, бодрствование —  днем (к концу 1-го месяца следует сформировать последовательность, четкое чередование сна и бодрствования в течение дня).
Сенсорное развитие —  основа ознакомления с окружающим миром, потому что зрение, слух, осязание —  это те «ворота», в которые входит информация извне. Это же и первостепенное условие развития (дозревания) мозга ребенка. Общение со взрослым —  главная задача этого возраста.
Период новорожденности короток. Можно считать, что малыш успешно перешел в следующий период младенчества, если он научился сосредотачивать взгляд на предмете, следить за его перемещением, поворачивать голову и искать глазами игрушку по ее звучанию, прислушиваться к речи взрослого, замедляя свои движения. К концу 1-го месяца лежащий на животе малыш способен, напрягая шею, приподнять головку и некоторое время удерживать ее в таком положении.

Журнал "9 месяцев"


Комментарии:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.


 
                Добавить в закладки

ПОСЛЕДНИИ СТАТЬИ
  Конъюнктивит у детей
 
  Лечение... пеленками
 
  Желтухи у новорожденных
 
  С выпиской придется подождать...
 
  Фенилкетонурия
 
  Что 'умеет' новорожденный?
 
  Все о развитии малыша: месяц второй